Коротко о Городе
Общие сведения
Выдающиеся Личности
История
Образование
Книга Гостей
Городской Форум
Контакты
Сервер Дагестанских Студентов

Rambler's Top100
   
   
 

В судьбах каждого народа бывают такие повороты, которые определяют весь дальнейший ход его исторического развития. Так, например, к тяжелым масштабным событиям относятся: формационные или цивилизованные переходы, социальные революции, военные столкновения и т.д., которые приводят к качественным структурным изменениям в общественной жизни. По нашему мнению, к событиям такого масштабного порядка для дагестанцев относятся и процесс распространения ислама и связанные с ним социальные последствия. Начиная с середины VII в., проникновение ислама послужило поворотным пунктом в исторических судьбах народов Дагестана.

Вся дальнейшая история их жизни, вплоть до наших дней, в той или иной степени определяется исламским многофункциональным фактором. Он в мусульманском обществе выполняет самое что ни на есть множество социально-экономических и духовных функций в общественной жизни своих последователей. Прежде всего уникальность ислама как религии состоит в том, что в отличие от других религий его система истоков построена на теократической основе, и поэтому в мусульманском обществе нет разделенности религий и политики, догматики и права. Следовательно, ислам, выполняя функцию единственного универсального регулятора общественных и личностных отношений в обществах мусульман, оказывал и до сих пор продолжает оказывать исключительное влияние на жизнь своих последователей, в том числе мусульман Дагестана. 
В истории республики распространение ислама выступает как один из важнейших поворотных пунктов, и дагестанцы, естественно, заинтересованы в получении достоверной научной информации об этом ключевом процессе бытования ислама здесь в контексте прошлого и современного. Это особенно необходимо знать в этом юбилейном году - 1350-летия начала распространения ислама в России, где Дагестан выступает в качестве колыбели.. 
Правда, по данному вопросу нет единомыслия среди кругов ученых и служителей культа Дагестана, но зато есть арабские источники, к которым нельзя относиться с недоверием, хотя они не лишены элемента идеализации своей истории. Так, известный арабский историк, автор книги “Тарих-аль-камиль” (Полного свода истории) ибн ал Асир (1160-1234) о завоевании ал-Баба (Дербента) пишет: “В этом, 22(642-643) был завоеван ал-Баб. 
До этого Омар (Халиф-Омар ал Хаттаб, который правил (634-644гг.) вернул абу-Мусу (ал-Аш ри) в Басру, а Сураку-ибн-Амру... отправить ал-Баб, поставив во главе его авангарда Абдурахмана ибн-Рабии, который успешно выполнил задание”. Приведенный выше источник отечественными востоковедами, в том числе дагестанскими, характеризуется тем, что он “выгодно отличается наличием строгих хронологических рамок” (А.Шихсаидов). Работа ибн-ал-Асира переведена на русский язык издательством “Азфан” в 1940 году, в отличие от других арабских авторов: ал-Истахрии (930г.), ибн-ал-Факиха (903г.), ал-Баладзури (892г.), суть проблемы распространения ислама в Дагестане излагается логически последовательно, содержательно, с установлением точного года завоевания не только ал-Баба, но и других событий той эпохи. В этом плане, по нашему мнению, вопрос не должен вызывать сомнений, хотя годом раньше или годом позже произошло распространение ислама в Дагестане для науки нисколько не принципиален. Главное здесь заключается в том, что данное эпохальное событие имело свое начало и авторитетные источники арабских авторов - одни не конкретно, другие более конкретно - указывают на то, что отсчет времени распространения ислама берет свое начало с 642-643 годов. В книге “Хронология Дагестана VII-ХIХ вв”. (Махачкала, 2002г.) ее автор Р. Ризванов тоже не случайно указывает на 642г., что в этом году “арабы... впервые захватили Дербент”, и начало хронологии истории Дагестана он методологически верно начинает с VII в. - эпохи распространения здесь ислама.
Халифские войска проложили себе путь не иначе как через лезгинские и табасаранские земли Дагестана. Но самое главное состоит в том, что все это явилось началом всех начал проникновения ислама в этом регионе Дагестана и России. Как свидетельствует ибн-ал-Асир Абдурахман ибн Рабия, Халифом Омаром был назначен начальником пограничного города ал-Баба (Дарбанда) и от него получил приказ начать поход против хазар. Первый поход Абдурахмана был успешным, и дошел он до города Байда, расположенного в двухстах фарсахах севернее Баланджара, но во время повторного похода был убит, и на его место стал брат Салман ибн Рабийа. Это свидетельствует о том, что арабские войска не только не ограничились завоеванием Дербента, но прошли через всю плоскостную территорию нынешнего Дагестана. Дальнейшие события в регионе разворачивались в бесконечных столкновениях между арабскими и хазарскими войсками: одни наступали, а другие отступали и наоборот. Но это тема специальной статьи. Из вышеизложенного следует сделать вывод, что 642-643гг. являются годами начала исламской эры дагестанской истории. Правда, процесс исламизации дагестанцев, хотя и продолжался до самого ХVв., был он весьма сложным, тернистым и негладким, в одних случаях ислам насаждался насильственным путем, особенно на начальных этапах, а затем принудительные меры сменились мирными способами с помощью миссионеров и добровольного принятия ислама и т.д. Но начало процесса начинается именно с Дербента, с 642-643гг.
Однако следует обратить внимание на то, что в древних источниках: в греческих, римских, армянских, персидских, грузинских и даже арабских, о Дагестане, как отдельной самостоятельной стране, как об отдельном правовом статусе не упоминается. В этих источниках больше говорится о Дарбанде (ал-Баб), Албании, Сирии, Гумике, Хайдаке, Лакзе, Табасаране и т.д, но не о Дагестане и дагестанцах. По нашему мнению, само появление на политической карте мира названия Дагестана связано с арабской или мусульманской эрой в истории Дагестана. Только на базе мусульманской солидарности на этом географическом пространстве образовался конгломерат народов со множествами ханств, вольных обществ, шамхальств, уцмийств и т.д. Ислам здесь оказался связующим звеном между разрозненными горцами. Только “По положению” Барятинского - наместника Кавказа 5 апреля 1860 года Дагестан становится единой Администрацией в статусе “Области” царской империи.
Мусульманизация дагестанцев - это целая эпоха, и ее исследование имеет принципиальное научно-практическое значение. К большому сожалению, дагестанские ученые, хотя вложили значительный вклад в изучение данной проблемы, - есть отдельные публикации, защищенные диссертации, посвященные отдельным периодам ислама в истории Дагестана, но пока до сих пор нет работ совокупного фундаментального исследования ислама в Дагестане от первых шагов его распространения и до наших дней. Подобное исследование является востребованным реалиями нашей сегодняшней действительности, в нем нуждается дагестанская общественность.
“Центр исламских исследований Северного Кавказа”, созданный решением Ученого совета 24.09.97г. при Дагестанском государственном университете, в качестве объекта своих исследований на ближайшие годы определил тему “Распространение ислама в Дагестане и его социальные последствия”. Решение этой фундаментальной проблемы связано с определенными трудностями материального характера, созданием коллектива авторов и т.д., но вполне под силу ученым республики, и я уверен в том, что они общими усилиями внесут свой достойный вклад в реализацию данного фундаментального проекта.
Первым шагом в этом направлении “Центра исламских исследований Северного Кавказа” является проведение в ноябре 2002 года региональной научно-практической конференции, посвященной 1350-летию “Начала распространения ислама в России”. Участие в конференции будут принимать заинтересованные государственные и общественные организации, ученые Дагестана и всего Северного Кавказа.
М.Вагабов, руководитель “Центра исламских исследований Северного Кавказа”, профессор

 
Наверх
   
 
 
Styled by StyleN®
 
Hosted by uCoz