|
|
В судьбах каждого народа бывают такие повороты,
которые определяют весь дальнейший ход его исторического развития.
Так, например, к тяжелым масштабным событиям относятся: формационные
или цивилизованные переходы, социальные революции, военные столкновения
и т.д., которые приводят к качественным структурным изменениям в
общественной жизни. По нашему мнению, к событиям такого масштабного
порядка для дагестанцев относятся и процесс распространения ислама
и связанные с ним социальные последствия. Начиная с середины VII
в., проникновение ислама послужило поворотным пунктом в исторических
судьбах народов Дагестана.
Вся дальнейшая история их жизни, вплоть до наших дней, в той или
иной степени определяется исламским многофункциональным фактором.
Он в мусульманском обществе выполняет самое что ни на есть множество
социально-экономических и духовных функций в общественной жизни
своих последователей. Прежде всего уникальность ислама как религии
состоит в том, что в отличие от других религий его система истоков
построена на теократической основе, и поэтому в мусульманском обществе
нет разделенности религий и политики, догматики и права. Следовательно,
ислам, выполняя функцию единственного универсального регулятора
общественных и личностных отношений в обществах мусульман, оказывал
и до сих пор продолжает оказывать исключительное влияние на жизнь
своих последователей, в том числе мусульман Дагестана.
В истории республики распространение ислама выступает как один из
важнейших поворотных пунктов, и дагестанцы, естественно, заинтересованы
в получении достоверной научной информации об этом ключевом процессе
бытования ислама здесь в контексте прошлого и современного. Это
особенно необходимо знать в этом юбилейном году - 1350-летия начала
распространения ислама в России, где Дагестан выступает в качестве
колыбели..
Правда, по данному вопросу нет единомыслия среди кругов ученых и
служителей культа Дагестана, но зато есть арабские источники, к
которым нельзя относиться с недоверием, хотя они не лишены элемента
идеализации своей истории. Так, известный арабский историк, автор
книги “Тарих-аль-камиль” (Полного свода истории) ибн ал Асир (1160-1234)
о завоевании ал-Баба (Дербента) пишет: “В этом, 22(642-643) был
завоеван ал-Баб.
До этого Омар (Халиф-Омар ал Хаттаб, который правил (634-644гг.)
вернул абу-Мусу (ал-Аш ри) в Басру, а Сураку-ибн-Амру... отправить
ал-Баб, поставив во главе его авангарда Абдурахмана ибн-Рабии, который
успешно выполнил задание”. Приведенный выше источник отечественными
востоковедами, в том числе дагестанскими, характеризуется тем, что
он “выгодно отличается наличием строгих хронологических рамок” (А.Шихсаидов).
Работа ибн-ал-Асира переведена на русский язык издательством “Азфан”
в 1940 году, в отличие от других арабских авторов: ал-Истахрии (930г.),
ибн-ал-Факиха (903г.), ал-Баладзури (892г.), суть проблемы распространения
ислама в Дагестане излагается логически последовательно, содержательно,
с установлением точного года завоевания не только ал-Баба, но и
других событий той эпохи. В этом плане, по нашему мнению, вопрос
не должен вызывать сомнений, хотя годом раньше или годом позже произошло
распространение ислама в Дагестане для науки нисколько не принципиален.
Главное здесь заключается в том, что данное эпохальное событие имело
свое начало и авторитетные источники арабских авторов - одни не
конкретно, другие более конкретно - указывают на то, что отсчет
времени распространения ислама берет свое начало с 642-643 годов.
В книге “Хронология Дагестана VII-ХIХ вв”. (Махачкала, 2002г.) ее
автор Р. Ризванов тоже не случайно указывает на 642г., что в этом
году “арабы... впервые захватили Дербент”, и начало хронологии истории
Дагестана он методологически верно начинает с VII в. - эпохи распространения
здесь ислама.
Халифские войска проложили себе путь не иначе как через лезгинские
и табасаранские земли Дагестана. Но самое главное состоит в том,
что все это явилось началом всех начал проникновения ислама в этом
регионе Дагестана и России. Как свидетельствует ибн-ал-Асир Абдурахман
ибн Рабия, Халифом Омаром был назначен начальником пограничного
города ал-Баба (Дарбанда) и от него получил приказ начать поход
против хазар. Первый поход Абдурахмана был успешным, и дошел он
до города Байда, расположенного в двухстах фарсахах севернее Баланджара,
но во время повторного похода был убит, и на его место стал брат
Салман ибн Рабийа. Это свидетельствует о том, что арабские войска
не только не ограничились завоеванием Дербента, но прошли через
всю плоскостную территорию нынешнего Дагестана. Дальнейшие события
в регионе разворачивались в бесконечных столкновениях между арабскими
и хазарскими войсками: одни наступали, а другие отступали и наоборот.
Но это тема специальной статьи. Из вышеизложенного следует сделать
вывод, что 642-643гг. являются годами начала исламской эры дагестанской
истории. Правда, процесс исламизации дагестанцев, хотя и продолжался
до самого ХVв., был он весьма сложным, тернистым и негладким, в
одних случаях ислам насаждался насильственным путем, особенно на
начальных этапах, а затем принудительные меры сменились мирными
способами с помощью миссионеров и добровольного принятия ислама
и т.д. Но начало процесса начинается именно с Дербента, с 642-643гг.
Однако следует обратить внимание на то, что в древних источниках:
в греческих, римских, армянских, персидских, грузинских и даже арабских,
о Дагестане, как отдельной самостоятельной стране, как об отдельном
правовом статусе не упоминается. В этих источниках больше говорится
о Дарбанде (ал-Баб), Албании, Сирии, Гумике, Хайдаке, Лакзе, Табасаране
и т.д, но не о Дагестане и дагестанцах. По нашему мнению, само появление
на политической карте мира названия Дагестана связано с арабской
или мусульманской эрой в истории Дагестана. Только на базе мусульманской
солидарности на этом географическом пространстве образовался конгломерат
народов со множествами ханств, вольных обществ, шамхальств, уцмийств
и т.д. Ислам здесь оказался связующим звеном между разрозненными
горцами. Только “По положению” Барятинского - наместника Кавказа
5 апреля 1860 года Дагестан становится единой Администрацией в статусе
“Области” царской империи.
Мусульманизация дагестанцев - это целая эпоха, и ее исследование
имеет принципиальное научно-практическое значение. К большому сожалению,
дагестанские ученые, хотя вложили значительный вклад в изучение
данной проблемы, - есть отдельные публикации, защищенные диссертации,
посвященные отдельным периодам ислама в истории Дагестана, но пока
до сих пор нет работ совокупного фундаментального исследования ислама
в Дагестане от первых шагов его распространения и до наших дней.
Подобное исследование является востребованным реалиями нашей сегодняшней
действительности, в нем нуждается дагестанская общественность.
“Центр исламских исследований Северного Кавказа”, созданный решением
Ученого совета 24.09.97г. при Дагестанском государственном университете,
в качестве объекта своих исследований на ближайшие годы определил
тему “Распространение ислама в Дагестане и его социальные последствия”.
Решение этой фундаментальной проблемы связано с определенными трудностями
материального характера, созданием коллектива авторов и т.д., но
вполне под силу ученым республики, и я уверен в том, что они общими
усилиями внесут свой достойный вклад в реализацию данного фундаментального
проекта.
Первым шагом в этом направлении “Центра исламских исследований Северного
Кавказа” является проведение в ноябре 2002 года региональной научно-практической
конференции, посвященной 1350-летию “Начала распространения ислама
в России”. Участие в конференции будут принимать заинтересованные
государственные и общественные организации, ученые Дагестана и всего
Северного Кавказа.
М.Вагабов, руководитель “Центра исламских исследований
Северного Кавказа”, профессор
|